Итоги конференции

Обсуждение вопросов школьного инженерно-технического образования состоялось между ведущими учеными, инженерами, преподавателями, методистами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Барнаула, Новокузнецка и Челябинска. Следует отметить, что среди участников было довольно много молодых ученых и преподавателей. В течение двух дней специалисты в области инженерии и педагоги делились своим профессиональным опытом и обдумывали будущее инженерного образования в целом и специализированных инженерно-технологических классов общеобразовательных организаций Новосибирской области, в частности. С приветственным словом к участникам Конференции выступили декан ФФ НГУ, д-р физ.-мат.наук, член-корр. РАН, А.Е. Бондарь; директор СУНЦ НГУ, д-р физ.-мат.наук, профессор, Н.И. Яворский; профессор, д-р. техн. наук, проректор по научной работе НГТУ А.Г. Вострецов.

На Конференции были представлены доклады о роли инженерных специальностей и основах инженерного образования, профориентации в области мехатроники и робототехники учащихся инженерных  классов, научно-техническом творчестве школьников, инновационном оборудовании в современной школе и многие другие. В Конференции приняли участие более 150 участников из общеобразовательных организаций Новосибирской области и соседних регионов, в том числе из сельских районов НСО, в которых функционируют специализированные классы.

Конференция стала весомым вкладом в определении очередных задач в развитии школьного инженерного образования. Второй год в 35 общеобразовательных организациях функционируют специализированные инженерно-технологические классы, созданные Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Профильными и сопутствующими предметами в этих классах  являются, в основном, математика, физика, информатика. Во внеурочной деятельности лидируют такие предметы, как черчение, 3-D моделирование, компьютерная графика,  курсы по робототехнике и инженерному делу. По мнению специалистов, выступивших на Конференции, современная школа должна подходить к подготовке будущих кадров комплексно. Разумеется, техническая деятельность невозможна без знания основных результатов фундаментальной науки. В то же время изучение в школе только физики и математики не гарантирует развитие инженерно-изобретательских навыков.

На Конференции были представлены взгляды на школьное инженерное образование ученых и преподавателей высшей школы. Какими компетентностями должен обладать выпускник специализированного инженерного класса и какими хотят видеть успешного студента и сотрудника преподаватели НГУ и ученые научных институтов рассказал В.Е. Зюбин, д.т.н., с.н.с. института автоматики и электрометрии СО РАН, заместитель заведующего кафедрой информационно-измерительных систем факультета информационных технологий НГУ.

Другим предметом дискуссии на Конференции стал вопрос: «Может ли быть такое образование массовым?». Е. С. Шандаров, заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, считает, что преподавателей и руководителей, которые смогут вести такие курсы, не так много. Поэтому следует готовить научную и студенческую молодежь к занятиям с детьми с целью увлечения инженерно-техническими знаниями. Установление раннего интереса к науке и технике приведет к высокому уровню профессиональной ориентации на занятие инженерными профессиями. Е. С. Шандаров вместе с А. Н. Зиминой, программистом ЛРИИ и С. И. Гомилко, студентом ТУСУР провели впечатляющую шоу-презентацию футбола роботов RoboCup лиги KidSize и интеллектуальных роботов-помощников. Среди роботов-помощников особенно заинтересовала участников робот-няня, который делал утреннюю зарядку для детей.

Интересным и полезным оказался опыт дополнительного специализированного образования, объединяющего несколько направлений и выстроенного на базе Президентского физико-математического лицея №239 г. Санкт-Петербурга, о чем рассказал руководитель Центра робототехники этого лицея С.А. Филиппов.

В рамках Конференции прошли мастер-классы и экскурсии. В частности, в Центре молодежного инновационного творчества «Zoomer» Технопарка Новосибирского Академгородка участникам рассказали о возможностях 3-D моделирования, лазерного гравера для резки  различных материалов, показали современное оборудование и уникальные образцы печати.

 

Во время проведения круглого стола, посвященного вопросам взаимодействия общеобразовательных организаций сети инженерно-технологических классов, участники обсудили возможность формирования рабочей группы из педагогов и представителей профессорско-преподавательского состава НГУ для поэтапного внедрения алгоритма обучения студентов и подготовки школьниками творческих инженерных проектов на базе оборудованных площадок Технопарка.

 

Конференция была полезна и значима, поскольку позволила продвинуться в понимании и решении следующих задач:

  1. Выявление и обмен опытом преподавания инженерных дисциплин специализированного обучения в НСО
  2. Выявление педагогического и методического ресурса в данном направлении в общеобразовательных организациях НСО
  3. Установление партнерских отношений с представителями лучшего опыта инженерного образования в РФ и установление пути сотрудничества с ними
  4. Определение задач (и механизмов их реализации) развития модели сети специализированных инженерно-технологических классов общеобразовательных организаций НСО
  5. Определение ключевых ресурсов развития специализированного инженерного образования в НСО.

Подводя итоги Конференции можно сделать вывод, что проведение такого рода встреч представляется уникальной возможностью обменяться профессиональным опытом, ознакомиться с новыми методами и разработками и, конечно, пообщаться с единомышленниками. Подобный опыт будет способствовать дальнейшему взаимодействию среди специалистов, а значит и улучшению качества специализированного инженерного образования в современной школе.