Описание курсов

Математика

М: методы решения олимпиадных задач
МС: спортивная математика
МИ: работа над учебно-исследовательскими задачами
ME: олимпиадная математика на английском языке

МВ: математика для ВУЗа
МК: кружок по математике

Программирование

П: алгоритмическое программирование
W: web-дизайн (HTML, CSS) и web-програмирование (JavaScript, Python)
ПП: проектное программирование

Геометрия

Г: развивающая и олимпиадная геометрия, развитие пространственного мышления
ГК: кружок по геометрии для старшеклассников

Физика

Ф: олимпиадные задачи по физике (теория + практика)
ТЮФ: подготовка к Турниру юных физиков
FE: физика на английском языке

Биология

БП: практикум по ботанике и зоологии
БГ: эволюция генетики
БФ: физиология человека и животных

Искусственный интеллект и анализ данных

Примеры расшифровки названия курса: 

1Г-2 = геометрия, первый год обучения, вторая группа
3П-Д = программирование, третий год обучения, дистанционная группа

Математика

М (Методы решения олимпиадных задач):

Курс включает в себя достаточно глубокое погружение в методы решения олимпиадных задач. Программа не пересекается со школьной и почти не пересекается с программой высшей школы. 

Для кого: всех учащихся средней школы "ДИО-ГЕН" (5-11 класс)

1 год (курс 1М): рассматриваются задачи, не требующие доказательств. Существенная доля курса посвящена развитию навыка устных рассуждений и развитие способности организовать полный последовательный перебор вариантов. Основные темы: полный перебор, кодирование вариантов, рассуждения с конца, рекурсия, взвешивания, игровые стратегии, простейшие одношаговые приёмы.

2 год (курс 2М): начинаем работать с письменной речью, учимся доказывать. Основные темы: комбинаторика, делимость, метод "от противного", задачи на цветной сетке.

3 год (курс 3М): раскраски, обходы, инварианты, принцип крайнего, остатки и сравнения, решение уравнений в целых числах, методы решения уравнений с факториалами, метод математической индукции, частичные суммы.

4 год (курс 4М): методы решения неравенств (композиция, решение через геометрический смысл, неравенства о средних, метод Штурма), графы, линейные рекурренты, делимость (функция Эйлера, КТО).

5 год (курс 5М): решение уравнений и неравенств с антье, неравенство Мюрхеда, многочлены, сведение к обходам графа, сложная комбинаторика, теория чисел.

6 год (курс 6М): исследование функций, теория чисел, многочлены, производящие функции.

МС (Спортивная математика):

На основном курсе по математике большая часть времени посвящена освоению методов и приемов решения различного рода задач.

Однако, помимо этого важно иметь навык, видя задачу, понимать, какой именно прием использовать. Именно развитию такой способности посвящен данный курс. На занятиях задачи не будут объединены какой-то одной темой, как и на реальной олимпиаде, как и в реальной жизни.

Помимо этого мы попробуем разные форматы математических соревнований: индивидуальные состязания, математические бои, различные математические игры, командные эстафеты. Ведь не только умение решать задачи, но и наличие опыта играть по тем или иным правилам зачастую решает исход таких соревнований. Поэтому на занятиях мы будем разбирать не только решения задач, но и стратегии участия в математических конкурсах, анализировать использованные тактики. Будем работать над устной и письменной речью.

Ну и, конечно, будет очень много интересной математики и приятно-полезного времяпрепровождения.

Для кого: учащиеся 6-7 классов
 
 

О чём этот курс? Этот курс направлен на то, чтобы переход между школой и ВУЗом был максимально комфортным: на занятиях более подробно будут рассмотрены те школьные темы, которые необходимы для успешного обучения на первом курсе ВУЗа.

Почему этот курс возник? Многие выпускники средних школ, поступив на первый курс естественнонаучных направлений, испытывают серьезные сложности при изучении математических дисциплин. Эти проблемы часто связаны с затруднениями при переводе с естественного языка на математический, непониманием логических переходов в сложных математических предложениях.

Какая цель курса? Задача курса 1МВ помочь школьникам в первую очередь сформировать навык работы с языком математики. Помимо этого ученики познакомятся с базовыми понятиями и объектами линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа.

Для кого? Школьники 11 классов

МИ:

Олимпиады - не единственный способ самовыражения для тех, кто увлечен математикой. Помимо спортивных задач, решение которых представляет из себя короткий спринт, существуют и исследовательские и задачи для школьников. Это направление, скорее, похоже на длительный забег, марафон и значительно больше приближено к “настоящей”, “взрослой” математике.

Вот пример: “Предложите как можно больше способов разрезания квадрата на 4 треугольника и 1 квадрат. “ Задача некорректная: в частности, в условии не сказано, какие способы надо считать различными. Но именно это дает простор для творчества. Помимо интеллектуального усилия, в процессе решения ребята учатся самостоятельно формулировать и ставить задачи, составлять план исследования и делать обобщения, что является невероятно ценными и редкими навыками не только в математике. 

В рамках курса “Исследовательская математика” учащиеся будут готовиться к таким мероприятиям как математический ринрут  http://diogen-nsu.ru/rinrut и математический марафон http://diogen-nsu.ru/math2019. Это командные учебно-исследовательские мероприятия, главная цель участия в которых является победа не над другими командами, а победа над Задачей. 

Для кого: школьникам 5-7 классов

 

Программирование

Геометрия

Г:

В школах, да и на олимпиадных кружках очень мало времени уделяется как решению геометрических задач, так и развитию пространственного мышления. Поэтому уже 5 лет мы выделяем геометрию в отдельный модуль, где есть время более вдумчивому её изучению.

ОГ: Школьникам 5-х классов предлагается множество упражнений на развитие пространственного воображения: особое внимание уделяется работе руками (активизируется мелкая моторика), конструированию моделей из различных материалов, а также работе в компьютерных средах для 3D-моделирования.

1Г, 2Г, 3Г, 4Г: Ученики старших классов приобщаются, как к культуре чертить чертеж руками, так и работе в среде моделирования Geogebra.  Много внимания уделяется навыку видеть в рисунке ключевые конструкции, делать дополнительные построения и "мыслить векторно", что делает решение задачи подобным созданию и созерцанию произведния искусства одновременно. 

ГК:

О чём этот курс? Этот курс о том, КАК решить задачу по геометрии. Мы расскажем алгоритм решения стандартных школьных геометрических задач и научим применять теоретические знания на практике. На занятиях мы повторим материалы по геометрии 7–8 классов и подробно изучим темы планиметрии 9–10 классов.

Почему этот курс возник? В последние года большинство школ вынуждены мало времени уделять геометрии, и поэтому многие старшеклассники боятся этого предмета и часто пропускают задачи по планиметрии на всех важных для них испытаниях. Мы хотим с помощью данного курса изменить сложившуюся ситуацию. 

Какая цель курса? Этот курс даёт возможность закрыть пробелы в геометрических знаниях, научиться задавать правильные вопросы при решении задач и, самое главное, перестать бояться геометрии.

Для кого? Школьники 9-11 классов

Физика

ТЮФ:

На данных занятиях будет осуществляться подготовка к Турниру юных физиков. Турнир юных физиков — это командное соревнование школьников по решению физических задач исследовательского характера. Список из задач публикуется в начале сентября, а в конце января или начале февраля проводится всесибирский этап (СибТЮФ). Во время подготовки школьники проводят эксперименты, знакомятся с литературой, разбираются с теорией, готовят презентации, учатся их рассказывать. Сам турнир проходит в форме физических боёв, когда команды поочерёдно выступают в роли докладчика, оппонента и рецензента. Такая форма проведения турнира приближена к реальной научной дискуссии.

Для кого? Учащиеся 8-11 классов

Ссылки:

 

Биология

Искусственный интеллект и анализ данных

Искусственный интеллект - пожалуй, слишком распространенное сейчас словосочетание. Создание этого курса — не погоня за модой, а удовлетворение острой сейчас потребности в раннем вхождении будущего специалиста в область. Дело в том, что умение не просто запрограммировать машину, а "научить ее думать" в современном мире становится обязательным навыком как исследователя, так и инженера, разработчика - программиста. На осознание принципов работы искусственного интеллекта уходит достаточно много времени. Именно поэтому подобные курсы начинают изучать во всё более и более раннем возрасте. 

Мы очень стараемся не прививать отношение к искусственному интеллекту, как к некоторому волшебству и универсальному способу решения проблем. Цель этого курса — не научить бездумно и поверхностно пользоваться существующими инструментами, а понять область их применения и, если не детально разобраться с математической составляющей процессов, то хотя бы понять суть работы. 

В курсе будет достаточно много математики (теория вероятности, графы) и программирования (Python).  Также в курс включен модуль по анализу различных представлений данных, развитию навыков анализа и формулировки выводов. 

Для кого: планируются программы для младшего (6-7 класс) и старшего возрастов (8–11 класс) - учащихся Школы "ДИО-ГЕН".